Михайлова (Загребельная) Валентина Алексеевна — вып’62

Преподаватели >

Окончила Грозненское музыкальное училище в 1962 году и в 1968 году — Саратовскую государственную консерваторию.
С 1959 года работала в ГМУ как концертмейстер, а с 1967 — как преподаватель класса фортепиано. В 1984 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры ЧИАССР»
В настоящее время (ноябрь 2011 года) живёт и работает в Туле.

 

Из воспоминаний Валентины Алексеевны Михайловой

О поступлении в музыкальную школу
«…Это был 1950-51 год. Музыкальная школа тогда размещалась в здании музучилища. Педагогов было очень мало, поэтому нас принимали по высшим критериям: надо было иметь почти абсолютный слух, великолепный ритм, хорошо петь и обладать музыкальной памятью. На одно место было 25 претендентов, конкурс был огромный. Помню, что завучем была Лидия Михайловна Михайловская. Ещё помню старейшего преподавателя Калиновскую (не помню её имени). Говорили, что она была последней ученицей Антона Рубинштейна. Атмосфера в школе и училище была всегда приподнятая. Каждый ученик ценился на вес золота, тем паче, что их так тщательно отбирали. Неудивительно, что все закончили училище, консерваторию и работали преподавателями в нашем училище, а кое-кто и в ВУЗах.»

Выпуск 1994
«В 1994 году в училище осталась лишь горстка людей, которым некуда было уехать, либо те, кто не верили,что начнётся война… Помню, что после выпуска 1994 года мы сидели и все плакали, что распался такой коллектив, что училища в том виде  уже не будет. Всё было иллюзорно, мы не знали, что с нами будет, была полная растерянность, неуверенность в своём будущем, хотя действительность  превзошла все ожидания… Разве мы думали, что наше училище рухнет под первыми бомбами. Наоборот, мы шутили, что будем спасаться от бомб в нашем подвале, ведь он казался нам таким защищённым, а наше здание выдержит всё… Увы, не пригодились  и противогазы, которые хранил в подвале наш военрук — Андрей Михайлович, к тому времени умерший от седечного приступа. Что касается педагогов, оставались немногие:  У. А. Бексултанов, И. Л. Арустамова, Л. Г. Афанасьева, Г. Б. Давыдова, И. Б. Орадовская, С. Б. Лазарева (Орадовская),  Ж. П. Безуглова, А. Н. Грачёва, О. А. Пилюцкая, Л. И. Черненко, В. А. Дорошенко, Ю. И. Меденцев. Г.Ф. Сумелиди, Л. А. Анидалова, В. А. Фомина, Л. В. Голубева, С. Е. Казикянц. П. Н. Лежейко. Л. И. Щёголь, Г. Н. Шамсутдинова, В. А. Фадеева, Алаш Эдисултанов.»

О Владимире Николаевиче Зикраче
«Прекрасно помним талантливого скрипача Володю Зикрача. Первое впечатление было, что он родился со скрипкой в руках. Блестящее исполнение, безукоризненная техника, глубокий звук и проникновение в замысел композитора — это всегда отличало его мастерство. Зикрач всегда был первым, лучшим из скрипачей класса засл. раб. культуры С.П. Климашевского, у которого учились очень одарённые студенты.
Нам удалось ближе узнать Владимира Николаевича в преподавательском деле. Когда наш сын Алёша пошёл учиться музыке, по классу скрипки, мы без колебаний отдали его В.Н.Зикрачу. Уровень его преподавания был настолько высок, что не возникало никаких трудностей. Мягкий по натуре, он вёл уроки доброжелательно, свободно и с юмором. К сожалению, когда его семья переехала в Ростов, такой замены мы найти не смогли. Некоторые его педагогические воззрения пригодились мне в работе с детьми. Владимир много концертировал: и соло, и играл с оркестром республиканской филармонии. Мне удалось с ним сделать творческий портрет в записи на радио.
Судьба сложилась для Володи слишком трагично. Он умер в расцвете творческих сил, не дожив и середины жизни.Это очень жестоко, когда МУЗЫКАНТЫ с большой буквы уходят так рано, не допев, не досказав, не исчерпав своего огромного потенциала… Вклад Владимира Зикрача в культуру неоценим. Его человеческая скромность, интеллигентность и обаяние соединялись с большими музыкантскими способностями!»

О Саре Ильиничне Бумбрех
«Сара Ильинична приехала к нам в 50-е годы из Баку. Одной из её первых выпускниц была Наташа Семирякова-Симонова. Впоследствии — Виолетта Юрчук. На протяжении многих лет Сара Ильинична была наравне с Варварой Дмитриевной Огарковой.Это были два КОЛОССА нашего фортепианного отдела. Обе мало концертировали, но создали прекрасную школу, на базе которой выросли десятки пианистов. Потом их эстафету переняли более молодые — Маина Захаровна Снитко, Ирина Михайловна Панова… На консультации к С.И.Бумбрех ходили не только студенты училища, но и выпускники консерваторий. Не припомню никаких аттестаций и тарификаций, однако эти педагоги росли в своём мастерстве на наших глазах, получали достойные звания, а их ученики поступали в самые престижные консерватории страны»

О Леониде Матвеевиче Шаргородском

«Это был видный , благородный  человек. Чувствовалось, что он музыкант с большой  творческой судьбой. Одно время Леонид Матвеевич дирижировал симфоническим оркестром нашей филармонии. Преподавал он и в Грозненском музыкальном училище теоретические предметы и композицию. Но до поры, до времени… В нашем концертном  зале на заднем плане,  за роялем, висел огромный портрет вождя всех народов — И.В.Сталина. И вот однажды, войдя в зал, Л. М. Шаргородский произнёс сакраментальные слова: «Здесь должен висеть не Сталин, а Рахманинов!» В одночасье эту реплику, вернее, высказывание тут же донесли «в соответствующие органы». Л. М. Шаргородский мгновенно был исключён из партии и из состава преподавателей музучилища. Впоследствии, просидев «под домашним арестом», Леонид Матвеевич стал работать тайно, не выходя из дома, У него была прекрасная квартира в шикарном доме, где жили многие деятели искусства: наши Климашевские — Сергей Павлович и Мария Мироновна, знаменитый на весь мир Махмуд Эсембаев и другие. У Шаргородского осталась только квартира — карьера была сломана, а его имя старались не произносить…
Саид Димаев учился у него на дому, так как говорили, что ему, Шаргородскому, трудно ходить. Возможно, из-за этих обстоятельств он и заболел. Однако, за годы его болезни появился ряд чеченских композиторов: Саид Димаев, Аднан Шахбулатов. Впоследствии, когда Леонида Матвеевича не стало, из Москвы был прислан композитор Борис Израильевич Шнапер, который тесно сотрудничал с А. Шахбулатовым.»

О Варваре Дмитриевне Огарковой
Варвара Дмитриевна Огаркова приехала к нам из Москвы. Говорили, что методикой она занималась у самой Елены Фабиановны Гнесиной. В училище Варвара Дмитриевна преподавала не только специальность, но и педпрактику, методику преподавания игры на фортепиано. Но, пожалуй, больше  всего она прославилась как педагог для детей, начинающих заниматься  музыкой. Особенно любила серьёзных, вдумчивых учеников. Поэтому всегда работала и в музыкальной школе. Уделяла много времени правильной постановке рук, глубокому звукоизвлечению. По этому поводу всегда приводила пример, что надо так брать звук, чтобы палец прорастал до дна клавиатуры, ощущая его всей рукой. Конечно, Варвара  Дмитриевна не раскрывала секретов своего мастерства, но, думается, что главным её секретом была любовь к музыке. Интересовалась всеми новинками. Посещала все концерты в нашей филармонии, а  летом, когда уезжала в Прибалтику —  к родственникам, то и там было, что послушать.
Огромный интерес у неё вызвал конкурс им. Чайковского. Варвара Дмитриевна не пропускала ни один конкурс, каждые 4 года уезжала  в Москву, правдами и неправдами брала отпуск. В шутку она говорила нам, что не вышла замуж потому, что могла полюбить только Чайковского, а другого ей не надо. У Варвары Дмитриевны была приличная фонотека с записями выдающихся мастеров фортепианного искусства. Отовсюду она черпала вдохновение для своих учеников, искала пути к постижению педагогического мастерства. Я надолго запомнила один случай, когда у Варвары Дмитриевны был урок с маленькой ученицей и кто-то вошёл в класс без дела. Варвара Дмитриевна разгневалась и довольно резко объяснила, что урок с учеником 1 -го класса нельзя прерывать. От этого теряется смысл урока, а у ребёнка, который углубился в музыку, трудно восстановить ход мысли. Варвара Дмитриевна любила играть с учениками в зале. Перед экзаменами, когда репетиции были на вес золота, она буквально дневала и ночевала в зале. Начинала с 6 утра и порой, заканчивала в 12 ночи. Словом, это было нечто нереальное.
Ученики Варвары Дмитриевны всегда отличались особым прикосновением и проникновением в замысел композитора. Недаром лучшие сразу оставались работать  в училище . Так было со Светланой Семерниковой-Высоцкой, Ириной Арустамовой, Ириной Уваровой. В большинстве, ученики Варвары Дмитриевны сразу поступали в лучшие консерватории страны и впоследствии  пополняли ряды наших педагогов или оставались в Москве. В последние годы  работы, когда  Варвара Дмитриевна  принимала участие в различных конкурсах, её ученица получила престижную премию в Киеве. Потом эта девочка поступила в Джульярдский  колледж в Америке. В этом же  колледже училась ещё одна одарённая студентка, закончившая училище  по классу В. Д. Огарковой и Петербургскую консерваторию — Татьяна Товарищева, попавшая в Америку по семейным обстоятельствам. Из наиболее талантливых учеников Варвары Дмитриевны можно выделить Татьяну Строцкую, Ирину Орадовскую, Ольгу Захарову.

Об Олимпиаде Павловне Смеляковой
В связи с тем, что в эти дни мы поздравили с Днём рождения Качуру Анатолия Николаевича, хотелось бы вспомнить его педагога, прекрасного профессионала — Олимпиаду Павловну Смелякову. Выпускница Московской консерватории, ученица самого блестящего маэстро хорового пения профессора, народного артиста СССР Александра Васильевича Свешникова, который был одно время ректором консерватории. Впитав глубокие знания, Олимпиада Павловна приехала работать в Грозный, поднимать культуру в нашей республике. Была такая версия, что у неё брат сам Ярослав Смеляков, но лично я от неё этого не слышала, либо она об этом особо не распространялась. Темперамент Олимпиады Павловны сочетался с высоким профессионализмом. Хором она владела виртуозно и передавала свой опыт ученикам.
Всё это я знаю не понаслышке, мне довелось работать в её классе концертмейстером. А когда я была ещё студенткой музучилища, Олимпиада Павловна преподавала нам курс сольфеджио по системе А. В. Свешникова. Уроки были очень интересные и познавательные. Недаром, сдавая экзамен в консерваторию, не было проблем ни в написании диктанта, ни в сольфеджировании. Ученики Олимпиады Павловны всегда отличались яркой трактовкой хоровых произведений. Большинство сразу поступали в престижные ВУЗы. Некоторые приезжали работать обратно, продолжая традиции своего преподавателя. Олимпиада Павловна была награждена званием «Заслуженный учитель ЧИАССР». Будучи на пенсии, переехала в Москву и работала в колледже им. Ипполитова-Иванова.

24.11.2011