Неутратов Анатолий — вып’76

Преподаватели >

Сайт Астраханской консерватории поместил статью Л. П. Власенко, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, посвящённую памяти нашего коллеги и земляка Анатолия Неутратова.

 

ОРИГИНАЛ

 

Анатолий Викторович Неутратов (1957-2017)

Инструментов-слуг быть не должно! И не может быть! В музыке все великое и все может прозвучать! Надо только дать звук! Надо уметь найти этот звук! А что до альта, то для него и Берлиоз писал симфонию». Как не вспомнить такого примечательного высказывания из диалога композитора и исполнителя – героев известного романа В.Орлова «Альтист Данилов», посвящая этот очерк памяти альтиста Анатолия Неутратова, не расстававшегося со своим любимым инструментом до последнего дня жизни.

Девять дней назад, 17 января, морозным вечером, возвращаясь с работы, он предвкушал согреться горячим чаем, а потом поиграть с сыночком. Супруга сразу же засуетилась на кухне, но, когда позвала мужа, ответа не услышала. В этот момент в доме воцарилась гробовая тишина. Душа незаметно покинула бренное тело…

Его знали многие, кто с ним в разные годы учились, работали, просто по-дружески общались, поэтому никто, узнав о безвременной кончине Анатолия Неутратова, не остался равнодушным к печальному известию, разлетевшемуся по социальным сетям Интернета. «Очень жаль, что не стало хорошего музыканта и человека», – подобные отклики, с вариационными нюансами, можно было прочесть в комментариях к фотоснимкам музыканта-альтиста, игравшего в симфонических оркестрах и выступавшего не только в составе камерных ансамблей, но и сольно.

Не претендуя на обстоятельное прослеживание сложной линии судьбы Анатолия Викторовича Неутратова, наметим лишь контуры пройденного им жизненного пути, акцентируя моменты становления и совершенствования его творческой личности.

Прежде всего, А.В. Неутратов – человек советской эпохи, пропитанной духом коллективизма: октябренок и пионер в школе, комсомолец в музыкальном училище и консерватории. Крепкое патриотическое воспитание и ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие, самостоятельность, уважение к старшим и забота о младших – всё то, что он усваивал в семье, где родился и вырос, и в процессе отлаженного трехступенчатого обучения «школа-училище-вуз», – оставалось для Анатолия незыблемым и после развала Советского Союза, когда он, как и все, стремился выжить, найти такое место работы и подработки, чтобы содержать собственную семью, в которой подрастали двое сыновей.

Нужно поклониться маме АнатолияГалине Федоровне, которая родила и воспитала прекрасных сыновей: старшего Анатолия и среднего Александра – от первого брака с Виктором Неутратовым, и младшего Виталия – в замужестве с Борисом Лужаном. Анатолий и Виталий стали музыкантами, а Александр – офицером Советской, затем Российской армии. Простая и мудрая женщина, Галина Федоровна распознала в каждом из них природные способности и, хотя сама была далека от высокого музыкального искусства, являясь поваром (но любила петь, как и все в то время, когда процветала художественная самодеятельность), отвела Толика в детскую музыкальную школу, где он стал учиться по классу скрипки под руководством Степана Егишевича Казикянца. Надо уточнить, что в тот период семья проживала в Грозном, тогда столице Чечено-Ингушской АССР (ныне Чеченская Республика). Закончив ДМШ и восемь классов общеобразовательной школы, пятнадцатилетний Толя Неутратов поступил в Чечено-Ингушское музыкальное училище и продолжил обучение в классе того же педагога, у которого занимался в музыкальной школе, но теперь осваивая альт. Об успешном обучении Анатолия как альтиста свидетельствует характеристика-рекомендация, выданная ему для поступления в ВУЗ, в которой, в частности, написано: «… Профессиональные данные хорошие. За время учебы проявил себя как грамотный, способный студент, любящий свою специальность и свой инструмент. Его исполнение отличается содержательностью и глубиной. Обладает красивым звуком, достаточно эмоционален. Принимал активное участие в общественной жизни училища. Был политинформатором группы. Участвовал в спортивных соревнованиях, в шефских, открытых концертах в составе камерного оркестра училища. В обращении с педагогами и товарищами тактичен, выдержан. Политически грамотен. Идейно и морально устойчив. Пользуется уважением в коллективе. Может быть рекомендован для продолжения учебы в вузе» (подписались: педагог по специальности С.Казикянц, зав. оркестровым отделением С.Климашевский, классный руководитель Л.Щеголь).

После окончания в 1976г. Чечено-Ингушского музыкального училища девятнадцатилетний Анатолий Неутратов поехал поступать в Астраханскую консерваторию с серьезной программой: И.С.Бах. Adagio  и  Presto из Первой сонаты (скрипичной); И.Х.Бах. Концерт c moll, 2 и 3 части; Спендиаров. Восточный романс «К розе»; Мусоргский. Гопак. Экзаменаторы по специальности – заведующий кафедрой струнных инструментов, заслуженный деятель искусств Грузии, доцент Л.Г. Джергения, который тогда руководил студенческим симфоническим оркестром, и ведущий педагог по классу виолончели Н.Р. Захарян – поставили одаренному юноше твердую четверку, и он, выдержав остальные экзамены с проходными баллами, был зачислен в Астраханскую консерваторию, на дневную форму обучения по классу альта. Надо сказать, что в том самом году из Астрахани уехал опытный педагог-альтист А.Е. Чикилов, и на кафедру струнных инструментов были приглашены преподавать его воспитанники – альтисты Хамит Алиев и Вера Лотоцкая. Студентов-струнников в те времена было так много, что в классе Алиева занимались 15, а под руководством Лотоцкой – 10 альтистов. Первокурсник Анатолий Неутратов был зачислен в класс Х.З. Алиева. Несмотря на отсутствие вузовского педагогического опыта, Хамит Загидович, один из самых первых выпускников АГК, отслуживший в рядах Советской армии и после демобилизации начавший преподавать на струнном отделении Астраханского музыкального училища им. М.П.Мусоргского, – показал владение эффективной методикой обучения молодых специалистов, знание обширного репертуара, включающего произведения различной степени сложности, способствующие развитию техники и исполнительского мышления студентов-альтистов. Так что за четыре года обучения в классе Х.З. Алиева его ученик Анатолий Неутратов смог настолько развить свои технические навыки и представление о стилистических особенностях исполняемого репертуара, что после отъезда своего наставника из Астрахани в Ленинград, в связи с переводом на очную форму обучения в ассистентуре-стажировке ЛОЛГК им. Н.А.Римского-Корсакова (в классе профессора Ю.М. Краморова), – на пятом курсе готовил дипломную концертную программу самостоятельно (хотя числился в классе В.М. Лотоцкой). А сыграл Анатолий на выпускном экзамене по специальности такие знаковые для альтистов произведения, как: Сюиту №3 Регера (1 и 4 части); Концерт для альта с оркестром Бартока (2 и 3 части), а также популярные в переложении для альта с сопровождением: фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Вокализ» Рахманинова. К этому следует добавить, что, сдавая экзамен по квартетному классу (под руководством старшего преподавателя В.П. Шубного), Анатолий исполнил партию альта – в квартетах Шуберта и Бабаджаняна – вместе с выпускниками Владимиром Шмуленсоном (первая скрипка), Натальей Вишневской (вторая скрипка) и Альбертом Симкиным (виолончель). А по камерному ансамблю (класс старшего преподавателя Г.М. Волковой) сыграл с выпускницей – пианисткой Еленой Кизиной Сонату для виолончели и фортепиано Рахманинова. (Все сведения о программах на выпускных экзаменах – из буклета «Программы государственных экзаменов. Восьмой выпуск (1976-1981гг.). – Астрахань, 1981).

Показательно, что выпускник Анатолий Неутратов характеризовался кафедрой струнных инструментов как «одаренный музыкант, исполнение которого отличается качеством звучания, самостоятельностью трактовки, эмоциональной приподнятостью. Несколько мешает цельному художественному восприятию недостаточно четкое выполнение требований точного прочтения авторского текста. Умеет подойти рационально к своему исполнению. Проделал определенную работу над техническим аппаратом. Хорошо слышит. Старателен в работе по специальности. Педагогические способности проявил в работе с младшими товарищами. Тактично и доброжелательно помогает им в занятиях по специальности. Изучает историю исполнительства, интересуется методической литературой, умеет объективно оценить исполнение, разобраться в трактовке произведения. Четко представляет свои качества как исполнитель, анализирует и сознательно совершенствует свой профессиональный уровень. Обладает чувством собственного достоинства при требовательном отношении к себе и окружающим. В отношениях с товарищами корректен, выдержан, тактичен, пользуется уважением» (характеристика подписана заведующим кафедрой струнных инструментов В.П. Шубным и педагогом по специальности В.М. Лотоцкой).

Анатолию исполнилось 24 года, когда он стал дипломированным специалистом и начал активную трудовую деятельность. В отличие от большинства выпускников консерватории, стремящихся во что бы то ни стало остаться в цивилизованных городских условиях, Анатолий не боялся трудностей работы в сельской местности. Сначала он преподавал класс скрипки в ДМШ села Козлово Володарского района Астраханской области. Эта музыкальная школа открылась в сельской глубинке – благодаря энтузиазму выпускника Астраханской консерватории Артема Черчинцева (он учился в классе дирижирования С.Е. Комякова). Артем сумел собрать педагогический коллектив из молодых высококвалифицированных энергичных специалистов и за короткий срок вывел показатели учебно-воспитательной и концертно-шефской работы сельской ДМШ на уровень лучших музыкальных школ областного центра.

После работы в Астраханской области Анатолий несколько лет преподавал в детских музыкальных школах Краснодарского края, в станицах Северская, Черноморская, Темиргоевская и других районных поселках. В начале 1990-х он краткосрочно поработал в Москве, пройдя конкурсное прослушивание в Оркестр народной артистки СССР Вероники Дударовой (после 30-летней работы с Московским государственным академическим симфоническим оркестром она еще 18 лет руководила созданным ею Государственным симфоническим оркестром, прекратившим существование с ее кончиной в 2009г.). Но, по семейным обстоятельствам, Анатолий не решился окончательно переехать в столицу: «лихие 90-е» рушили надежды на устройство его семьи в столице, которая, как говорится, «слезам не верит». И, тоскуя по жене и сыновьям, заботливый глава семейства вернулся на Кубань.

А в начале 2000-х Неутратовы переехали в ближнее зарубежье, обосновавшись в Могилеве, одном из культурных центров Белоруссии. Еще в 1993 г. там был создан профессиональный симфонический оркестр, под управлением Сергея Лищенко (выпускник Казанской консерватории по хоровому дирижированию, позднее закончивший в Казани ассистентуру-стажировку по оперно-симфоническому дирижированию, под руководством народного артиста СССР Ф.Ш. Мансурова). Этот коллектив накопил обширный репертуар, в том числе кантатно-ораториального жанра (поскольку в Могилеве существует и камерный филармонический хор), что позволяет проводить в Могилеве ежегодные музыкальные фестивали и монографические концерты. А высокое качество исполняемой программы дает право Могилевскому симфоническому оркестру гастролировать в Европе и за ее пределами. В составе этого коллектива Анатолий Неутратов переиграл все симфонии Бетховена, 12 Лондонских симфоний Гайдна, избранные симфонии Моцарта, Шуберта, Мендельсона, увертюры Глинки, все симфонии Чайковского, «Богатырскую симфонию» Бородина и многие другие произведения зарубежных и русских, в том числе современных, композиторов. И, конечно, как оркестрант он выезжал на гастроли в европейские страны и Китай.

Одновременно с работой в симфоническом оркестре Анатолий Викторович продолжил в Могилеве педагогическую деятельность с детьми, обучая школьников, на факультативных занятиях, игре на скрипке и гитаре.

А в 2015г. он решил поменять место жительства и работы (опять-таки по семейным обстоятельствам, вступив во второй брак и став отцом в третий раз), переехав с семьей в Астрахань. Сюда Анатолий наведывался и раньше, выступая в концертах выпускников в программах юбилейных торжеств. Так, в ноябре 2014 г. он играл на праздновании 45-летия Alma Mater, в ансамбле со своим консерваторским наставником – альтистом Хамитом Алиевым (Хамит ежегодно приезжает в родную Астрахань из Санкт-Петербурга, где уже много лет работает в симфоническом оркестре прославленного Мариинского театра, под руководством выдающегося дирижера Валерия Гергиева).

В Астрахани Анатолия Викторовича встретили как родного человека и сразу же приняли преподавателем по классу альта на кафедру струнных инструментов консерватории. Кроме того, он устроился в симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета. Но спустя год Неутратов заявил о прекращении работы в Астрахани. Главной причиной его увольнения «по собственному желанию» стали бытовые проблемы, сложности проживания семьи с маленьким ребенком в спартанских условиях общежития.

А может, годичное пребывание альтиста Неутратова в Астрахани было вовсе не случайным? Ведь, после такого крутого виража на жизненном пути, Анатолию на этом свете было отмерено всего-то шесть с небольшим месяцев! Вот и дала ему судьба возможность проститься с близкими, ведь сюда со Ставрополья приезжала его мама, чтобы увидеть своего очередного внука, а еще здесь, в Астрахани, после окончания консерватории, обретя свое личное счастье – замечательную дружную семью, так и остался жить и работать его младший брат Виталий Лужан, с которым у Анатолия были наставнические отношения в их общем родительском доме (12-летняя разница в возрасте обязывала старшего присматривать за младшим).

Последние месяцы Анатолий провел в небольшом, ухоженном и уютном городке Горки, что в 40 км от Могилева. А хоронили его 19 января 2017 г. на кладбище в Могилеве, где с хорошим человеком и музыкантом-альтистом прощались близкие (горе объединило обе семьи почившего) и друзья-товарищи, с которыми он вдохновенно играл в симфоническом оркестре.

Л. П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор